Ваш персонаж пьёт Колу? Нет? Тогда мы идём к вам! он, вероятно, живёт в позапрошлом веке. Кола - самый дорогой бренд и один из самых потребляемых прохладительных напитков в мире.
Рождение
Кока-кола появилась на свет в четверг 8 мая 1886 года в городе Атланта.
Джон Пембертон, фармацевт, на заднем дворе своего дома предавался хобби - скрещивал химию с кулинарией. В тот день он сварил в медном тазике не вполне обычный сироп. Закончив, Джон позвал своего бухгалтера Френка Робинсона
и предложил продегустировать. Робинсон попробовал, одобрил и посоветовал записать рецепт.
Таким образом Кока-Кола начала своё существование в виде сиропа.
Джон Стит Пембертон родился в 1833 году в в городе Нексвилле,штат Джорджия, США. С детства он интересовался наукой, в юности изучал химию в Мейкуне, а в 1856 году в Колумбусе открыл свой первый магазин. Во время Гражданской войны Джон был капитаном кавалерии, но после поражениея конфедератов ему пришлось туго. Война разрушила его бизнес, и Пембертону пришлось всё начинать сначала.
Он перебрался из Коламбуса в Атланту, где открыл небольшую фармацевтическую фирму, Pemberton Chemical Company. Ему приходилось много работать чтобы свести концы с концами. В моде тогда было "вино-тоник" - бодрящие и улучшающие самочувствие напитки, их делали многие аптекари, каждый старался разработать свой рецепт, и Джон не стал исключением.
Первую "промышленную партию" Джон отнёс в самую крупную из городских аптек - аптеку "Джекобса"(Jacobs’ Pharmacy). В тот же день первые порции сиропа, по пять центов за стакан, были проданы посетителям.
Если кого-то из ваших персонажей в середине мая занесёт в Атланту, у них есть все шансы попробовать местную инновацию - всего 5 центов за стакан.
В первоначальной версии содержалось небольшое количество алкоголя и позиционировалась она, как освежающее и помогающее от головной боли средство.
Сироп был густым и очень сладким и продавцы в "Джейкобсе" вскоре начали разбавлять его газированной водой.
Рассказывают такую историю. Якобы некий южанин заглянул в аптеку Джейкобса, в состоянии "с большого бодуна" и заказал стаканчик напитка. Продавец Уилли Венэйбл поленился идти в другой конец зала к водопроводу и спросил посетителя, не против ли он пропустить вместе с сиропом Пембертона немного содовой. В аптеке имелось специальное устройство для газировки - "содовый фонтан". Покупатель согласился, а выпив, пришел в такой восторг, что вскоре все аптеки Атланты стали подавать Coca-Cola только в сочетании с газировкой.
Напиток пришёлся по вкусу покупателям, но обьёмы продаж на первом году существования кока-колы в сравнении с нынешними были смешными - в день раскупалось 9 стаканов. Правда и Атланта в 1886 году была не ахти каким крупным городом.
Джон Пембертон был отцом напитка, а Фрэнк Робинсон - его крёстным. Он придумал название и, будучи каллиграфом, нарисовал тот самый логотип, который до сих пор известен повсеместно в мире.
Первая реклама Coca-Cola появилась уже 29 мая на страницах местной газеты Atlanta Daily Journal. Она гласила:
В те времена её ещё делали из настоящей коки и настоящей колы. Пропорции Coca-Cola были таковы: три части листьев коки на одну часть орехов тропического дерева колы. Пембертон также утверждал, что напиток помогает от импотенции и на неё могут перейти те, кто пристрастился к морфию.
Надо сказать, что кока - это то, из чего делается кокаин. Но во времена Пембертона кокаин ещё не считался опасным, его продавали повсеместно и без рецепта. Морфинизм осуждался, но к нему было нетрудно получить доступ при желании (по слухам, сам Пембертон был неравнодушен к морфию). Кокаин же был повсеместно распространён и входил во многие лекарства. У Конан Дойла можно найти сцену в которой звереющий от безделья Холмс колет себе кокаин - и это не считалось предосудительным. Кокаин нередко добавляли и в напитки - для удовольствия и повышения тонуса. Кока-кола в этом отношении не была инновационным продуктом.
Изобретателю напитка не суждено было пожать лавры. Дело оказалось для не очень прибыльным, ведь первая партия была убыточной. На затраты на производство за первый год ушло 70 долларов, а выручка составила всего 50. Правда, в 1886 году в Атланте ввели сухой закон и народ перекинулся на тоники (содержавшие, как мы помним коку), что положительно сказалось на продажах, но Пембертон к тому времени занемог, а денег для развития бизнеса у него не было. Формула напитка и оборудование были распроданы нескольким партнерам, в частности, две трети фирмы досталось тому самому Венэйблу, который разбавил Coca-Cola шипучкой. В целом за свое изобретение автор получил 2000 долларов. 16 августа 1888 года Джон Пембертон умер и был похоронен на кладбище для бедных. Лишь 70 лет спустя на могиле изобретателя Coca-Cola воздвигли каменное надгробие.
Взлёт
Аза Кендлер (Asa G. Candler) имигрировал в США из Ирландии и был он беден, как церковная мышь. Легенда гласит, что на момент прибытия в Атланту в карманах у него был 1 доллар 75 центов. За несколько лет усердной работы он сумел организовать дело, создать фирму и сколотить небольшой капитал.
Аза приобрел рецепт Coca-Cola у вдовы Пембертона за 2300 американских долларов. В то время это были очень большие деньги. 31 января 1893 года в штате Джорджия была зарегстрирована «The Coca-Cola Company», которую Аза основал вместе со своим братом и двумя другими компаньонами. Первоначальный капитал составлял 100 тысяч долларов. В тот же день был официально зарегистрирован в США и товарный знак Кока-кола. И первые дивиденды по акциям Компании (20 долларов на акцию) были выплачены в том же году. С тех пор каждый год Компания неукоснительно выплачивала дивиденды своим акционерам.
Аза Кендлер обладал незаурядным коммерческим талантом. Он воплотил в жизнь маркетинговый постулат о том, что для успеха необходим качественный товар и хорошая реклама. Компания начала свою деятельность с создания отдела реализации.
Аза Кендлер использовал новые для того времени рекламные трюки.
Например, он предлагал какой-либо аптеке партию сиропа в рекламных целях. Аптека получала два галлона бесплатно - в обмен на 128 имён и адресов её клиентов. По этим адресам рассылались почтой купоны на бесплатную порцию напитка. Рассчёт был на то, что посетитель, раз попробовав напиток, закажет и второй стаканчик - уже не бесплатно. Аптека быстро распродаст свои два галлона и закажет ещё.
Между 1894 и 1913 годом было распространено более 8.5 миллионов таких купонов. Каждый девятый житель США получил предложение освежиться бесплатно стаканчиком колы.
Новый напиток многим нравился и они уносили его с собой домой от содовых фонтанов и из кафе, где её попробовали.
Компания привлекала к рекламе знаковых персон той эпохи, на проспектах Кока-Колы появлялись знаменитости первой величины.
"Вы уже попробовали кока-колу? Нет?! Вот вам купон!" Кола начала своё триумфальное шествие по Америке. Трудно удержаться и не попробовать напиток, которые попробовали уже все вокруг. Компания не скупилась на рекламу, образы на постерах отличались яркостью и запоминаемостью.
Аза относился к своей компании не просто, как к комерции. Он был глубоко верующим христианином и трезвенником. В Коле он видел панацею - средство от болезней и идеальный прохладительный напиток. Он много экспериментировал с рецептурой, стремясь увеличить срок хранения без потери вкуса. Возможно тайна его успеха именно в том, что кола была для него "силой изменить мир" - в лучшую сторону.
Обретение формы
До 1894 года ваш персонаж мог попробовать колу только в разлив.
Легенда (очередная) гласит, что однажды к Азе пришёл некто, пообещавший открыть ему за вознаграждение способ увеличить продажи Кока-колы. Получив оговоренную сумму, человек посоветовал продавать напиток в бутылках. Аза только посмеялся. Он не видел смысла в этом занятии. Бутылки порой взрывались, ему не хотелось связываться с сопряжёнными с этим исками.
В 1894 Джозеф Биденхарн, владелец магазина в городке Виксбург, озаботился задачей доставки Кока-колы на плантации, расположенные вдоль Миссисипи. Итогом его размышлений стала установка в магазине оборудования по бутилированию напитка.
Так что, первая бутылка колы была продана в 1894-м в Виксбурге. Гениальный Аза Кендлер не уловил потенциальной выгоды нововведения. Пять лет спустя он продал эксклюзивные права на розлив и продажу бутылок практически на всей территории США двум предпринимателям из Чаттануги, штат Теннеси, Бенджамину Томасу и Джозефу Уайтхеду. Выгода представлялась Азе настолько сомнительный, что он, как честный человек, взял с Томаса и Уайтхеда чисто символическую плату - один доллар, по 50 центов с носа. С этого бакса берёт своё начало система производителей The Coca-Cola Company, которая ныне является самой крупной и разветвленной производственной и дистрибьюторской сетью в мире. По новому контракту первый завод по розливу "Кока-Колы" был построен в Чаттануге в 1899 году. За последующие 20 лет число заводов достигло одной тысячи, причем 95% из них принадлежали местным предпринимателям. Так возникла и развивалась система боттлинга - производства и сбыта напитков через партнеров - так называемых "франчайзи".
Азе, впрочем, и так было неплохо. Он ещё в 1985-ом рапортовал на собрании акционеров, что напиток теперь пьют в каждом штате. Дела шли в гору. 1898 году на Эджвуд-авеню в Атланте было выстроено новое трехэтажное административное здание компании. Строение отличалось размахом и Айза Кендлер полагал, что его будет вполне достаточно для нужд Компании «на все времена». Наивный - оно оказалось тесным уже через десятилетие.
Любая популярность рождает поток подделок и подражаний. Кока-кола не исключение. В 1902 году у неё появился конкурент - Пепси-Кола. Кроме того, продукцию периодически пытались фальсифицировать и компания даже прибегала к помощи агентов известного бюро Пинкертона. Кола за историю своего существования судилась много и смачно: из-за цвета и формы логотипа, из-за вкуса и даже из-за цвета самого напитка.
Одним из методов защиты стала разработка фирменной бутылки. Заказ получила ‘The Root Glass Co’ из Индианы. Задачей дизайнеров было изготовить такую бутылку, которая всегда и везде, даже будучи разбитой, оставалась узнаваемой. С бутылкой случился некоторый казус. Клайд Эдвардс, дизайнер, отправившись искать вдохновения в библиотеку, сделал несколько зарисовок из альбомов по ботанике. Он сделал эксизы листьев коки и ореха колы, но помимо них среди эскизов встречаются плоды какао и именно они стали отправными точками дизайна.
Бутылка обладала массой достоинств: она была запоминающейся и приметной, плохо билась, легко опознавалась даже без бумажной этикетки и компания пустила её в производство с 1916 года. Оказалось, однако, что в бочке достоинств есть недостатки - эта стеклотара была дорогой в производстве. Она и поныне остаётся дорогой, хотя дизайн успел измениться.
В 1955 году руководство компании обратилось с просьбой сделать бутылку более современной к Раймонду Лоуи - "Человеку сдизайнерившему Америку", автору логотипов Лаки Страйка, бензозаправок Би-Пи и многих других всемирно известных брендов. Чуть позже - в 1977 контур этой бутылки был так же зарегистрирован компанией как товарный знак.
В 1960 году Компания продавать свои напитки в жестяных банках. такая упаковка производилась и ранее - но только для нужд армии.
А с 1977 появилась кола в пластиковые бутылках PET (Polyethylene Terephthalate) емкостью 2 литра.
Конечно, американцы не могли обойтись без "Кока-Колы" и в космосе, и в 1985 году банка колы стартовала с мыса Канаверел. Правда, это была не обычная банка, а специальная, с трубочкой.
Пересекая границы
Завоевав Америку, Кока-Кола шагнула за её пределы. В 1906 напиток появился на Кубе и в Панаме.
В 1920 году появился первый ботлер в Европе - во Франции.
В 1923 году были утверждены единые стандарты производства и продажи бутилированной колы: от рецептуры смешивания напитка до расстановки бутылок на полках магазинов.
В 1928 года американская команда привезла 1000 ящиков "Кока-Кола" на летние Олимпийские игры в Амстердам. С тех пор "Кока-Кола" постоянный спонсор Олимпийских игр, Мирового чемпионата по хоккею, Кубка ФИФА по футболу, мировых теннисных турниров и других спортивных соревнований.
Перед Второй Мировой войной "Кока-Кола" продавалась уже в 44 странах.
В России Колу почти на 20 лет опредил её главный конкурент - Пепси. Представителям Пепси удалось обаять Хрущова и потому Пепси была Союзу знакома, а Кола мелькала только за витринами "Берёзок" и валютных баровИнтуриста. И только в 1989 году Кола пришла на Российский рынок. В том же 1989 году «Кока-Кола» была первой иностранной компанией, которая разместила рекламу своей торговой марки на Пушкинской площади в Москве.
Когда в 1991 году Coca-Cola Company открыла свое представительство в Москве, по объемам продаж в России она проигрывала PepsiCo в соотношении 1:10. За семь последующих лет компания инвестировала в развитие своего российского бизнеса более 750 млн долларов, построив в два раза больше предприятий, чем PepsiCo. В 1998 году объемы продаж напитков Coca-Cola в три раза превысили те же показатели главного конкурента Компании.
На войне, как на войне
При вступлении США в войну в 1941 Роберт Вудрафф обьявил, что место Кака-Колы - на передовой. Он отдал своей "армии" распоряжение - "я хочу чтобы каждый человек в военной форме мог получить бутылку Кока-Колы за 5 центов. Где бы он ни был и несмотря на то, сколько это будет стоить Компании". Более 5 миллионов бутылок Кока-Колы было доставлено военным на протяжении войны.
Результат?
До 1939 года у компании было 6 заокеанских филиалов, после 1945 - аж 64!
Почему? Элементарно! Армия всегда нуждалась в чистой фоде. В походных условиях питьевую воду обеззараживали таблетками хлорина и на вкус она напоминала воду из плавательного бассейна, если не что похуже. Почувствуйте разницу!
29 июня 1943 года Эйзенхауэр приказал отослать три миллиона бутылок колы союзным силам в Северной Африке.
Заводы компании разливали и отправляли на фронты по 3 миллиона бутылок каждые полгода. Компания оставалась верна своим принципам и вслед за напитком отправляла многочисленную сувенирную продукцию со своей символикой.
Календарь на 1943 год
Армейский карманный нож (1943)
Колода карт с определителем самолётов и рекламой Колы на рубашке (1943)
Эйзенхауэр, после окончания войны став президентом, не забыл о стараниях компании и благоволил появлению напитков её производства на банкетах в Белом Доме.
Чтобы сохранить историческую правду, надо сказать, что Кола играла на обе стороны.
Coca Cola (GmbH) - Германским боттлером Колы управлял Макс Кайт. В 1936 году Coca Cola (GmbH) спонсировала нацистскую олимпиаду. Компания поддерживала тесные связи с нацистами, оказывала им финансовую поддержку, сотрудничала с нацистскими газетами. После захвата немцами Судецкой области в нацисткой военной газете появилась иллюстрация: рука, держащая над картой мира бутылку колы и надпись "Да! Мы получили международное признание!" Вскоре на захваченной территории появился филиал компании. С благословения Макс Кайта на заводах компании во время войны использовался труд заключённых концлагерей.
В связи с этим фактом компания Кока-кола до сих пор делает вклады в фонд поддержки лиц, угнанных на работы в Германию.
Вторая мировая война косвенным образом посодействовала возникновению нового напитка компании. Получение или роизводство концентрата во время войны в Германии было невозможно: часть его ингридиентов доступна только в Америке, получить их оттуда было малореально с учётом политической обстановки.
Макс Кейт, обнаружив, что дальнейшее производство напитка по оригинальной рецептуре невозможно, разработал новую рецептуру на основе сока цитрусовых - так появилась Фанта. После окончания войны Кока-кола включила и этот брэнд. Вариация Фанты на основе лимонного сока, известная, как The German Fanta Klare Zitrone ("Clear Lemon Fanta") была переименована в Спрайт и стала други "хитом на все времена".
И просто - интересное
Первый внешний рекламный щит «Кока-Кола», нарисованный еще в 1904 году и до сих пор находится на своем месте в городке Картерсвилл (штат Джоржия).
Две страны, в которых высочайший процент потребления в мире «Кока-Кола» на душу населения, не имеют между собою абсолютно ничего общего. Это огромная континентальная субтропическая Мексика и крохотная островная приполярная Исландия.
«Кока-кола» содержит ортофосфорную кислоту, благодаря чему хорошо удаляет ржавчину, накипь в чайнике и налёт в унитазе. Однако не рекомендуется использовать её не по назначению, во-первых, для этого есть специализированные средства, содержащие кислоту, а во-вторых, кола содержит красители и сахар, которые тоже потом придётся оттирать.
«Кока-колой» пользуются, чтобы смывать пятна крови. Американские полицейские, по слухам, держат в служебных машинах несколько галлонов колы, чтобы смывать пятна крови с асфальта на месте ДТП.
Рождение
Кока-кола появилась на свет в четверг 8 мая 1886 года в городе Атланта.
Джон Пембертон, фармацевт, на заднем дворе своего дома предавался хобби - скрещивал химию с кулинарией. В тот день он сварил в медном тазике не вполне обычный сироп. Закончив, Джон позвал своего бухгалтера Френка Робинсона
и предложил продегустировать. Робинсон попробовал, одобрил и посоветовал записать рецепт.
Таким образом Кока-Кола начала своё существование в виде сиропа.
Джон Стит Пембертон родился в 1833 году в в городе Нексвилле,штат Джорджия, США. С детства он интересовался наукой, в юности изучал химию в Мейкуне, а в 1856 году в Колумбусе открыл свой первый магазин. Во время Гражданской войны Джон был капитаном кавалерии, но после поражениея конфедератов ему пришлось туго. Война разрушила его бизнес, и Пембертону пришлось всё начинать сначала.
Он перебрался из Коламбуса в Атланту, где открыл небольшую фармацевтическую фирму, Pemberton Chemical Company. Ему приходилось много работать чтобы свести концы с концами. В моде тогда было "вино-тоник" - бодрящие и улучшающие самочувствие напитки, их делали многие аптекари, каждый старался разработать свой рецепт, и Джон не стал исключением.
Первую "промышленную партию" Джон отнёс в самую крупную из городских аптек - аптеку "Джекобса"(Jacobs’ Pharmacy). В тот же день первые порции сиропа, по пять центов за стакан, были проданы посетителям.
Если кого-то из ваших персонажей в середине мая занесёт в Атланту, у них есть все шансы попробовать местную инновацию - всего 5 центов за стакан.
Здание Jacobs’ Pharmacy в Атланте.
В первоначальной версии содержалось небольшое количество алкоголя и позиционировалась она, как освежающее и помогающее от головной боли средство.
Сироп был густым и очень сладким и продавцы в "Джейкобсе" вскоре начали разбавлять его газированной водой.
Рассказывают такую историю. Якобы некий южанин заглянул в аптеку Джейкобса, в состоянии "с большого бодуна" и заказал стаканчик напитка. Продавец Уилли Венэйбл поленился идти в другой конец зала к водопроводу и спросил посетителя, не против ли он пропустить вместе с сиропом Пембертона немного содовой. В аптеке имелось специальное устройство для газировки - "содовый фонтан". Покупатель согласился, а выпив, пришел в такой восторг, что вскоре все аптеки Атланты стали подавать Coca-Cola только в сочетании с газировкой.
Напиток пришёлся по вкусу покупателям, но обьёмы продаж на первом году существования кока-колы в сравнении с нынешними были смешными - в день раскупалось 9 стаканов. Правда и Атланта в 1886 году была не ахти каким крупным городом.
Джон Пембертон был отцом напитка, а Фрэнк Робинсон - его крёстным. Он придумал название и, будучи каллиграфом, нарисовал тот самый логотип, который до сих пор известен повсеместно в мире.
Первая реклама Coca-Cola появилась уже 29 мая на страницах местной газеты Atlanta Daily Journal. Она гласила:
"Новый тонизирующий напиток, потрясающе вкусный, освежающий, наполняющий вас силой и энергией".
Один из первых постеров Кока-колы.
В те времена её ещё делали из настоящей коки и настоящей колы. Пропорции Coca-Cola были таковы: три части листьев коки на одну часть орехов тропического дерева колы. Пембертон также утверждал, что напиток помогает от импотенции и на неё могут перейти те, кто пристрастился к морфию.
Надо сказать, что кока - это то, из чего делается кокаин. Но во времена Пембертона кокаин ещё не считался опасным, его продавали повсеместно и без рецепта. Морфинизм осуждался, но к нему было нетрудно получить доступ при желании (по слухам, сам Пембертон был неравнодушен к морфию). Кокаин же был повсеместно распространён и входил во многие лекарства. У Конан Дойла можно найти сцену в которой звереющий от безделья Холмс колет себе кокаин - и это не считалось предосудительным. Кокаин нередко добавляли и в напитки - для удовольствия и повышения тонуса. Кока-кола в этом отношении не была инновационным продуктом.
Изобретателю напитка не суждено было пожать лавры. Дело оказалось для не очень прибыльным, ведь первая партия была убыточной. На затраты на производство за первый год ушло 70 долларов, а выручка составила всего 50. Правда, в 1886 году в Атланте ввели сухой закон и народ перекинулся на тоники (содержавшие, как мы помним коку), что положительно сказалось на продажах, но Пембертон к тому времени занемог, а денег для развития бизнеса у него не было. Формула напитка и оборудование были распроданы нескольким партнерам, в частности, две трети фирмы досталось тому самому Венэйблу, который разбавил Coca-Cola шипучкой. В целом за свое изобретение автор получил 2000 долларов. 16 августа 1888 года Джон Пембертон умер и был похоронен на кладбище для бедных. Лишь 70 лет спустя на могиле изобретателя Coca-Cola воздвигли каменное надгробие.
Взлёт
Аза Кендлер (Asa G. Candler) имигрировал в США из Ирландии и был он беден, как церковная мышь. Легенда гласит, что на момент прибытия в Атланту в карманах у него был 1 доллар 75 центов. За несколько лет усердной работы он сумел организовать дело, создать фирму и сколотить небольшой капитал.
Аза приобрел рецепт Coca-Cola у вдовы Пембертона за 2300 американских долларов. В то время это были очень большие деньги. 31 января 1893 года в штате Джорджия была зарегстрирована «The Coca-Cola Company», которую Аза основал вместе со своим братом и двумя другими компаньонами. Первоначальный капитал составлял 100 тысяч долларов. В тот же день был официально зарегистрирован в США и товарный знак Кока-кола. И первые дивиденды по акциям Компании (20 долларов на акцию) были выплачены в том же году. С тех пор каждый год Компания неукоснительно выплачивала дивиденды своим акционерам.
Аза Кендлер обладал незаурядным коммерческим талантом. Он воплотил в жизнь маркетинговый постулат о том, что для успеха необходим качественный товар и хорошая реклама. Компания начала свою деятельность с создания отдела реализации.
Аза Кендлер использовал новые для того времени рекламные трюки.
Например, он предлагал какой-либо аптеке партию сиропа в рекламных целях. Аптека получала два галлона бесплатно - в обмен на 128 имён и адресов её клиентов. По этим адресам рассылались почтой купоны на бесплатную порцию напитка. Рассчёт был на то, что посетитель, раз попробовав напиток, закажет и второй стаканчик - уже не бесплатно. Аптека быстро распродаст свои два галлона и закажет ещё.
Купоны на бесплатную порцию колы.
Кстати, коллекционеры платят за такие 300-400 баксов.
Кстати, коллекционеры платят за такие 300-400 баксов.
Между 1894 и 1913 годом было распространено более 8.5 миллионов таких купонов. Каждый девятый житель США получил предложение освежиться бесплатно стаканчиком колы.
Новый напиток многим нравился и они уносили его с собой домой от содовых фонтанов и из кафе, где её попробовали.
Компания привлекала к рекламе знаковых персон той эпохи, на проспектах Кока-Колы появлялись знаменитости первой величины.
Лилиан Нордика (Lillian Nordica) американская оперная певица (1857-1914).
Она много выступала, в том числе в Гранд Опера Нью Йорка и была звездой своей эпохи.
В 1905 году эта картинка (полноцветная!) была размещена в приложениях наиболее популярных журналов того времени, таких, как Good Housekeeping и Munsey's Magazine. Внизу имеется купон на получение бесплатного стакана колы. Его можно было вырезать и обменять у содового фонтана.
Кстати, сейчас такую Нордику, если купон всё ещё при ней,
можно обменять приблизительно на 750 баксов - у коллекционеров.
Она много выступала, в том числе в Гранд Опера Нью Йорка и была звездой своей эпохи.
В 1905 году эта картинка (полноцветная!) была размещена в приложениях наиболее популярных журналов того времени, таких, как Good Housekeeping и Munsey's Magazine. Внизу имеется купон на получение бесплатного стакана колы. Его можно было вырезать и обменять у содового фонтана.
Кстати, сейчас такую Нордику, если купон всё ещё при ней,
можно обменять приблизительно на 750 баксов - у коллекционеров.
"Вы уже попробовали кока-колу? Нет?! Вот вам купон!" Кола начала своё триумфальное шествие по Америке. Трудно удержаться и не попробовать напиток, которые попробовали уже все вокруг. Компания не скупилась на рекламу, образы на постерах отличались яркостью и запоминаемостью.
Аза относился к своей компании не просто, как к комерции. Он был глубоко верующим христианином и трезвенником. В Коле он видел панацею - средство от болезней и идеальный прохладительный напиток. Он много экспериментировал с рецептурой, стремясь увеличить срок хранения без потери вкуса. Возможно тайна его успеха именно в том, что кола была для него "силой изменить мир" - в лучшую сторону.
Обретение формы
До 1894 года ваш персонаж мог попробовать колу только в разлив.
Легенда (очередная) гласит, что однажды к Азе пришёл некто, пообещавший открыть ему за вознаграждение способ увеличить продажи Кока-колы. Получив оговоренную сумму, человек посоветовал продавать напиток в бутылках. Аза только посмеялся. Он не видел смысла в этом занятии. Бутылки порой взрывались, ему не хотелось связываться с сопряжёнными с этим исками.
В 1894 Джозеф Биденхарн, владелец магазина в городке Виксбург, озаботился задачей доставки Кока-колы на плантации, расположенные вдоль Миссисипи. Итогом его размышлений стала установка в магазине оборудования по бутилированию напитка.
Бутылка Хатчинсона - The Hutchinson Bottle.
А теперь мысленно залейте внутрь Кока-колу!
А теперь мысленно залейте внутрь Кока-колу!
Так что, первая бутылка колы была продана в 1894-м в Виксбурге. Гениальный Аза Кендлер не уловил потенциальной выгоды нововведения. Пять лет спустя он продал эксклюзивные права на розлив и продажу бутылок практически на всей территории США двум предпринимателям из Чаттануги, штат Теннеси, Бенджамину Томасу и Джозефу Уайтхеду. Выгода представлялась Азе настолько сомнительный, что он, как честный человек, взял с Томаса и Уайтхеда чисто символическую плату - один доллар, по 50 центов с носа. С этого бакса берёт своё начало система производителей The Coca-Cola Company, которая ныне является самой крупной и разветвленной производственной и дистрибьюторской сетью в мире. По новому контракту первый завод по розливу "Кока-Колы" был построен в Чаттануге в 1899 году. За последующие 20 лет число заводов достигло одной тысячи, причем 95% из них принадлежали местным предпринимателям. Так возникла и развивалась система боттлинга - производства и сбыта напитков через партнеров - так называемых "франчайзи".
Азе, впрочем, и так было неплохо. Он ещё в 1985-ом рапортовал на собрании акционеров, что напиток теперь пьют в каждом штате. Дела шли в гору. 1898 году на Эджвуд-авеню в Атланте было выстроено новое трехэтажное административное здание компании. Строение отличалось размахом и Айза Кендлер полагал, что его будет вполне достаточно для нужд Компании «на все времена». Наивный - оно оказалось тесным уже через десятилетие.
Любая популярность рождает поток подделок и подражаний. Кока-кола не исключение. В 1902 году у неё появился конкурент - Пепси-Кола. Кроме того, продукцию периодически пытались фальсифицировать и компания даже прибегала к помощи агентов известного бюро Пинкертона. Кола за историю своего существования судилась много и смачно: из-за цвета и формы логотипа, из-за вкуса и даже из-за цвета самого напитка.
Одним из методов защиты стала разработка фирменной бутылки. Заказ получила ‘The Root Glass Co’ из Индианы. Задачей дизайнеров было изготовить такую бутылку, которая всегда и везде, даже будучи разбитой, оставалась узнаваемой. С бутылкой случился некоторый казус. Клайд Эдвардс, дизайнер, отправившись искать вдохновения в библиотеку, сделал несколько зарисовок из альбомов по ботанике. Он сделал эксизы листьев коки и ореха колы, но помимо них среди эскизов встречаются плоды какао и именно они стали отправными точками дизайна.
Бутылка обладала массой достоинств: она была запоминающейся и приметной, плохо билась, легко опознавалась даже без бумажной этикетки и компания пустила её в производство с 1916 года. Оказалось, однако, что в бочке достоинств есть недостатки - эта стеклотара была дорогой в производстве. Она и поныне остаётся дорогой, хотя дизайн успел измениться.
В 1955 году руководство компании обратилось с просьбой сделать бутылку более современной к Раймонду Лоуи - "Человеку сдизайнерившему Америку", автору логотипов Лаки Страйка, бензозаправок Би-Пи и многих других всемирно известных брендов. Чуть позже - в 1977 контур этой бутылки был так же зарегистрирован компанией как товарный знак.
В марте 1923, Coca-Cola изобрела картонную упаковку на шесть бутылок.
Чтобы удобнее было унести побольше одной рукой.
Чтобы удобнее было унести побольше одной рукой.
В 1960 году Компания продавать свои напитки в жестяных банках. такая упаковка производилась и ранее - но только для нужд армии.
А с 1977 появилась кола в пластиковые бутылках PET (Polyethylene Terephthalate) емкостью 2 литра.
Конечно, американцы не могли обойтись без "Кока-Колы" и в космосе, и в 1985 году банка колы стартовала с мыса Канаверел. Правда, это была не обычная банка, а специальная, с трубочкой.
Пересекая границы
Завоевав Америку, Кока-Кола шагнула за её пределы. В 1906 напиток появился на Кубе и в Панаме.
В 1920 году появился первый ботлер в Европе - во Франции.
В 1923 году были утверждены единые стандарты производства и продажи бутилированной колы: от рецептуры смешивания напитка до расстановки бутылок на полках магазинов.
В 1928 года американская команда привезла 1000 ящиков "Кока-Кола" на летние Олимпийские игры в Амстердам. С тех пор "Кока-Кола" постоянный спонсор Олимпийских игр, Мирового чемпионата по хоккею, Кубка ФИФА по футболу, мировых теннисных турниров и других спортивных соревнований.
Перед Второй Мировой войной "Кока-Кола" продавалась уже в 44 странах.
В России Колу почти на 20 лет опредил её главный конкурент - Пепси. Представителям Пепси удалось обаять Хрущова и потому Пепси была Союзу знакома, а Кола мелькала только за витринами "Берёзок" и валютных баровИнтуриста. И только в 1989 году Кола пришла на Российский рынок. В том же 1989 году «Кока-Кола» была первой иностранной компанией, которая разместила рекламу своей торговой марки на Пушкинской площади в Москве.
Когда в 1991 году Coca-Cola Company открыла свое представительство в Москве, по объемам продаж в России она проигрывала PepsiCo в соотношении 1:10. За семь последующих лет компания инвестировала в развитие своего российского бизнеса более 750 млн долларов, построив в два раза больше предприятий, чем PepsiCo. В 1998 году объемы продаж напитков Coca-Cola в три раза превысили те же показатели главного конкурента Компании.
На войне, как на войне
При вступлении США в войну в 1941 Роберт Вудрафф обьявил, что место Кака-Колы - на передовой. Он отдал своей "армии" распоряжение - "я хочу чтобы каждый человек в военной форме мог получить бутылку Кока-Колы за 5 центов. Где бы он ни был и несмотря на то, сколько это будет стоить Компании". Более 5 миллионов бутылок Кока-Колы было доставлено военным на протяжении войны.
Результат?
До 1939 года у компании было 6 заокеанских филиалов, после 1945 - аж 64!
Почему? Элементарно! Армия всегда нуждалась в чистой фоде. В походных условиях питьевую воду обеззараживали таблетками хлорина и на вкус она напоминала воду из плавательного бассейна, если не что похуже. Почувствуйте разницу!
29 июня 1943 года Эйзенхауэр приказал отослать три миллиона бутылок колы союзным силам в Северной Африке.
Заводы компании разливали и отправляли на фронты по 3 миллиона бутылок каждые полгода. Компания оставалась верна своим принципам и вслед за напитком отправляла многочисленную сувенирную продукцию со своей символикой.
Календарь на 1943 год
Армейский карманный нож (1943)
Колода карт с определителем самолётов и рекламой Колы на рубашке (1943)
"На честном слове и на одном галлоне ... Колы!"
Эйзенхауэр, после окончания войны став президентом, не забыл о стараниях компании и благоволил появлению напитков её производства на банкетах в Белом Доме.
Чтобы сохранить историческую правду, надо сказать, что Кола играла на обе стороны.
Coca Cola (GmbH) - Германским боттлером Колы управлял Макс Кайт. В 1936 году Coca Cola (GmbH) спонсировала нацистскую олимпиаду. Компания поддерживала тесные связи с нацистами, оказывала им финансовую поддержку, сотрудничала с нацистскими газетами. После захвата немцами Судецкой области в нацисткой военной газете появилась иллюстрация: рука, держащая над картой мира бутылку колы и надпись "Да! Мы получили международное признание!" Вскоре на захваченной территории появился филиал компании. С благословения Макс Кайта на заводах компании во время войны использовался труд заключённых концлагерей.
В связи с этим фактом компания Кока-кола до сих пор делает вклады в фонд поддержки лиц, угнанных на работы в Германию.
Вторая мировая война косвенным образом посодействовала возникновению нового напитка компании. Получение или роизводство концентрата во время войны в Германии было невозможно: часть его ингридиентов доступна только в Америке, получить их оттуда было малореально с учётом политической обстановки.
Плакат Фанты (ок. 1940 г.)
Макс Кейт, обнаружив, что дальнейшее производство напитка по оригинальной рецептуре невозможно, разработал новую рецептуру на основе сока цитрусовых - так появилась Фанта. После окончания войны Кока-кола включила и этот брэнд. Вариация Фанты на основе лимонного сока, известная, как The German Fanta Klare Zitrone ("Clear Lemon Fanta") была переименована в Спрайт и стала други "хитом на все времена".
И просто - интересное
Первый внешний рекламный щит «Кока-Кола», нарисованный еще в 1904 году и до сих пор находится на своем месте в городке Картерсвилл (штат Джоржия).
Две страны, в которых высочайший процент потребления в мире «Кока-Кола» на душу населения, не имеют между собою абсолютно ничего общего. Это огромная континентальная субтропическая Мексика и крохотная островная приполярная Исландия.
«Кока-кола» содержит ортофосфорную кислоту, благодаря чему хорошо удаляет ржавчину, накипь в чайнике и налёт в унитазе. Однако не рекомендуется использовать её не по назначению, во-первых, для этого есть специализированные средства, содержащие кислоту, а во-вторых, кола содержит красители и сахар, которые тоже потом придётся оттирать.
«Кока-колой» пользуются, чтобы смывать пятна крови. Американские полицейские, по слухам, держат в служебных машинах несколько галлонов колы, чтобы смывать пятна крови с асфальта на месте ДТП.